Наши три Я-состояния: решение конфликтов (часть 3)

Конфликты, ссоры, несходство характеров… — как все это может омрачать нашу жизнь, особенно, когда происходит на работе! Ведь на ней, как известно, мы проводим бОльшую часть нашей активной жизни. А коллег (в отличие от друзей), как и начальников не выбирают. Или выбирают, но очень редко.

А сколько людей увольняются с насиженного места из-за конфликтных ситуаций. Оно и понятно, ведь ходить каждый день на работу, как «на Голгофу», под силу не каждому. Но и гарантий, что на новом месте отношения будут лучше, никаких нет.

В этой статье я хочу вас познакомить с принципом нейтрализации конфликтов по методу «психологической амортизации». Автором этого метода является известный психотерапевт М.Литвак. А сам метод был разработан на основе изучения и применения трансактного анализа, открытым калифорнийским психотерапевтом Э.Берном в середине прошлого столетия.

Но, перед тем как прочитать эту статью, я вам настоятельно рекомендую прочитать часть 1 и часть 2 моего поста о трех «Я-состояниях» человека. В противном случае, смысл третьей части будет непонятен.

Итак, как я уже писала, в каждом из нас сосуществуют три Я-состояния: Родитель, Взрослый и Ребенок. Единицей общения является трансакция ОБРАЩЕНИЕ – ОТВЕТ. Мы также знаем, что некоторые трансакции приводят к конфликтам, а некоторые никогда.

Так вот, основа принципа амортизации состоит в том, что необходимо определить на какой позиции находится ваш партнер по общению, и понять, в какое ваше Я-состояние направлено его ОБРАЩЕНИЕ к вам. Ваш ответ должен быть, как минимум, параллельным. «Психологическое поглаживание» реализуется по линии Ребенок – Родитель, «психологические удары» — по линии Родитель – Ребенок. Но деловое общение и предложение к сотрудничеству происходит только по линии Взрослый – Взрослый. Вот почему так важно для нас, вывести, прежде всего, партнера в позицию Взрослого! А для этого, надо вначале с ним согласиться, а потом задать вопрос.

Умные руководители – это те, которые находятся в позиции Взрослого. Они разъясняют, задают вопросы, прислушиваются к мнению подчиненных, поддерживают инициативу и держатся всегда достойно. Счастлив сотрудник, имеющий такого начальника.

Но очень часто на работе руководитель находится в позиции Родителя. Такие руководители волевые, требовательные, часто повышают голос, наказывают, преследует. Именно в такой ситуации очень важно научиться выводить его в позицию Взрослого. Рассмотрим классическую ситуацию, когда  получаешь от начальника категорическое распоряжение, выполнение которого крайне затруднительно или вовсе невозможно. Вот, как в идеале, должен проходить диалог с использованием амортизации:

Начальник: Сделайте это немедленно! (Родитель  -> Ребенку)

Подчиненный: Хорошо (Ребенок -> Родителю). А как? (Взрослый -> Взрослому)

Начальник: Сами сообразите! Для чего тогда вы здесь? (Родитель  -> Ребенку)

Подчиненный: Если бы я так мог соображать, как вы то, несомненно, сделал бы это. Но ведь начальник вы, а я всего лишь подчиненный (Ребенок -> Родителю)

Отвечая на замечание Начальника, Подчиненный сначала использовал амортизацию, а потом задал деловой вопрос, пытаясь вывести собеседника в позицию Взрослого. При этом стимулируется  мышление и логика партнера по общению. Как правило, достаточно двух-трех амортизационных ходов, чтобы исчерпать энергию Родителя — Начальника, после чего он переходит в позицию Взрослого, и разговор становится конструктивным.

Во время беседы важно смотреть в глаза партнеру (это позиция Взрослого), либо немного вверх. Взгляд вниз означает позицию нападающего Родителя. Такое недопустимо, так как может  затронуть Ребенка-Начальника.

В следующей части статьи я приведу конкретные примеры применения психологической амортизации на работе. А вы напишите, случалось ли вам использовать ее в своей жизни.

Понравилась статья? Расскажи друзьям.
Общайтесь со мной:
Запись опубликована в рубрике 1.2 Построение карьеры: проблемы и решения, 2. Психология успеха. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий