Пример применения психологической амортизации на работе для предотвращения конфликта (часть 4).

В этой статье приводится пример, как применяя психологическую амортизацию, описанную в постах о трех Я -составляющих человека Часть 1 и Часть 2, можно избежать развития конфликтной ситуации со своим начальником. Пример взят из работ известного психолога Михаила Литвака.

Перед собранием Начальник Н. зашел в зал за пять минут до начала. В аудитории было не совсем чисто. Затем появился Сотрудник С., у которого были натянутые отношения с Начальником. Между ними завязался разговор.

Начальник (напряженно): Смотрите – грязь! (Родитель -> Ребенку)
Сотрудник (с недоумением): Да, но это же не мои обязанности (Родитель -> Ребенку)
Начальник (раздраженно): Конечно, вы грязи не замечаете, проходите мимо! Я один должен вникать во все! (Родитель -> Ребенку)
Сотрудник (напряженно): Ну и что же мне надо было делать? Убираться самому? (Родитель -> Ребенку)
Начальник (с досадой): Раз не смогли организовать уборку, могли бы и сами убраться! (Родитель -> Ребенку)

После собрания Сотрудник пожаловался своему приятелю: «Вот старый пень! Не знает что ли, кто у нас отвечает за уборку. Как же мне тяжело работать под его руководством. Иду, как на войну!»

Психологическая структура диалога очевидна. Начальник указал на грязь в аудитории, а Сотрудник начал говорить о функциональных обязанностях. Конечно, Начальник их знал. Психологическое содержание такого ответа: «Старый дурень! Неужели ты не знаешь, кто у нас убирает аудитории». Поэтому направление разговора шло по типу «Родитель -> Ребенку», что является перекрестной конфликтной транзакцией. Каждый Родитель старался уколоть Ребенка собеседника.

Через некоторое время после отработки техники амортизации Сотрудником, ситуация почти полностью повторилась, но разговор пошел по другому сценарию.

Начальник (напряженно): Смотрите – грязь! (Родитель -> Ребенку)
Сотрудник (глядя в глаза): Да, грязь (Взрослый -> Взрослому)

На лице Начальника некоторая растерянность, он молчит, пытается подобрать слова.
Сотрудник (продолжает спокойно, с некоторым сочувствием): Видите, никому нет дела, приходится вам вникать во все (Взрослый -> Взрослому)

Растерянность Начальника сменяется недоумением, он явно не знает, что ответить.

Сотрудник (продолжает уже с энтузиазмом, инициатива в его руках): Если бы я пришел раньше, то организовал бы уборку или убрал бы сам. Ничего бы со мной не случилось! (Взрослый -> Взрослому)

Начальник (немного приходя в себя): Да нет, еще чего не хватало! Я знаю, кто за это должен ответить. Попросите зайти ко мне в кабинет … (называет фамилию, ответственного за уборку в аудиториях).

Яркий случай психологической амортизации – конфликта удалось избежать!

Понравилась статья? Расскажи друзьям.
Общайтесь со мной:
Запись опубликована в рубрике 1.2 Построение карьеры: проблемы и решения, 2. Психология успеха. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий